Чиновники хотят сделать шоссе платными за счет россиян


  Чиновники хотят сделать шоссе платными за счет россиян

Пока продолжается скандал вокруг платной дороги Москва — Петербург, которую якобы обязательно надо проложить через Химкинский лес, стоит обратить внимание на проблему платных российских дорог в целом. Тем более, что она постоянно оборачивается для рядовых жителей страны самыми неприятными последствиями.

Уже несколько лет длится история со строительством (на самом деле — расширением) федеральной трассы М4 «Дон», которая должна на платной основе соединить столицу России со столицей зимней Олимпиады-2014. Там, на 52-м километре, на месте поселка Матвеевка Домодедовского района, по планам «Росавтодора» (наряду с Минтрансом, главного сторонника идеи «хочешь ехать — плати»), должен был быть построен пункт взимания платы. А стоящие здесь дома рядовых граждан решено было попросту снести (вопросы компенсации при этом почему-то четко не оговаривались).

Протестные акции собственников земельных участков продолжались более трех месяцев, после чего строительство дороги было приостановлено. А Минтранс направил в начале этого года в Госдуму законопроект с поправками в статью 267 УК РФ (между прочим, Верховный суд к тому моменту уже отклонил эти изменения), направленными против граждан, защищающих свои конституционные права. За акции протеста, которые приводят к транспортному сбою, например, на федеральной трассе, граждане могут быть приговорены к двум года лишения свободы или штрафу в 100гЂЂтыс. рублей.

Только авторы законопроекта забыли объяснить, что граждане выступают против платной трассы, которая априори не должна быть федеральной.

Однако и борьба с трассой «Дон», и защита Химкинского леса могут оказаться лишь первыми ласточками в движении граждан против платных дорог, если будут реализованы планы ярых защитников именно таких дорог в России. Ведь защищая идею платных автодорог, наши чиновники думают о чем угодно, только не о том, нужны ли они обычным людям.

Так, например, заместитель главы Минэкономразвития Сергей Беляков заявил в СМИ о необходимости изменить действующее законодательство и зафиксировать возможность строительства платных дорог без бесплатных дублеров. А глава РЖД Владимир Якунин, выступая на всероссийском совещании Федеральной службы по тарифам, сказал следующее: «Мы настаиваем на том, что для справедливой конкуренции необходимо задуматься о том, на каких основаниях осуществляется конкуренция автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта. И если клиенты железных дорог платят в оплату услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта».

Проще говоря, автомобильные дороги должны стать платными, а перевозка пол ним грузов должна подорожать только для того, чтобы за
2009
вышенные железнодорожные тарифы стали более приемлемы.

Тот факт, что автовладельцы платят транспортный налог, а теперь будут платить еще и повышенные акцизы на бензин, чиновниками министерств и менеджерами госкорпораций в расчет не принимается. И целый ряд экспертов утверждает, что речь идет отнюдь не о радении за государственные интересы. По их мнению, речь идет о фактической приватизации сети автомобильных дорог, построенных на деньги налогоплательщиков. Ведь федеральные трассы передаются в распоряжение монополисту, чьи полномочия безграничны, что создает широкие возможности для коррупции.

Между тем, во всем мире количество платных трасс потихоньку сокращается и составляет в среднем около 1 % от общего числа дорог. Платные же дороги без бесплатных дублеров строят лишь в тех слаборазвитых странах Африки, где царит полнейшее беззаконие. Может быть, это и есть пример для наших чиновников и топ-менеджеров соответствующих госкорпораций? Однако, говорят, что и в Африке не принято так запросто переводить государственные дороги в разряд платных.

Еще один момент: по прогнозам независимых юристов (и события в поселке Матвеевка Домодедовского района Московской области показали правоту этих прогнозов), перевод бесплатных федеральных трасс в платные может привести к массовым нарушениям прав собственности простых граждан, проживающих вдоль этих трасс и вблизи будущих пунктов взимания платы. Фактически, прилегающая к трассе территория оказывается под угрозой рейдерских захватов с целью использования земель для развития дорожной коммерческой инфраструктуры.

Точно также целый ряд аналитиков высказывает подозрения, что прокладка платной дороги Москва — Петербург по территории Химкинского леса связана именно с тем, что чиновники, отчаянно борющиеся с экологами, уже оформили участки вдоль трассы, где можно построить инфраструктурные объекты, в собственность.

Еще одна немаловажная деталь: по расчетам экспертов, представивших в начале 2010 года доклад «Платные дороги в России», общий оборот от таких дорог будет достигать 145 миллиардов долларов США в год. И, учитывая все расходы и издержки на дорожное хозяйство, средняя чистая прибыль от платных дорог составит около 100-105 миллиардов долларов в год. Цифра сопоставимая с доходами от экспорта нефти.

И вот эти доходы «Росавтодор» должен получить практически бесплатно: сначала на деньги налогоплательщиков (дорожный налог никто не отменял) строятся бесплатные дороги, а затем одним росчерком чиновничьего пера они переводятся в разряд платных. И граждане будут обязаны платить второй раз за уже оплаченную услугу.

Между прочим, в марте глава Минтранса Игорь Левитин уже заявил, что его ведомство не планирует в 2010 году строительство новых автодорог. Действительно, зачем: можно перекачать деньги в тот же «Росавтодор», и его подрядчики построят на них платные трассы.

Кстати, министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв уже сообщил, что чиновники его ведомства сделают платными участки уже давно построенных шоссе — Волоколамского и Рублевского.

Независимые эксперты уверены в том, что опыт подмосковных чиновников окажется заразительным. Действительно, свои платные участки вполне могут появиться на любой дороге любого региона.

Разумеется, платные автотрассы, особенно на перегруженных направлениях, должны быть. Хотя бы для того, чтобы люди, имеющие возможность заплатить рубль за километр пути (а дешевле эта услуга стоить точно не будет), могли ехать с ветерком по полупустой трассе, не раздражаясь сами и не раздражая водителей дешевых автомобилей и грузовиков. Однако перевод в платные уже существующих трасс не приведет ни к чему хорошему. Затронув десятки миллионов людей, он вполне может привести к социальному взрыву. Так что лучше просчитать все последствия до того, как любители жить за счет народа доведут ситуацию до катастрофы.