Рига может стать базой торгового флота Белоруссии (Латвия)

Министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Иван Щербо. Коллаж: ИА REGNUM Министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Иван Щербо. Коллаж: ИА REGNUM

Латвия готова участвовать в создании белорусского морского торгового флота, став местом его дислокации. Об этом сегодня, 24 сентября, сообщил министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Иван Щербо . По словам министра, латвийская сторона предложила использовать рижский порт в качестве места базирования белорусского морского торгового флота. «Мы будем рассматривать это предложение, о конкретном решении говорить пока рано», — сказал Щербо.

Министерство транспорта Белоруссии подготовил проект указа о создании морского торгового флота страны, сообщил министр. Каким образом он будет сформирован, пока обсуждается. «Скорее всего, мы пойдем по пути аренды морских судов, а затем — закупки собственных. Это будет правильнее, чем сразу создавать собственный флот. Однако если Белоруссии удастся создать совместное предприятие с какой-либо из зарубежных компаний, может идти речь и о собственных морских судах Белоруссии. Прорабатываются разные варианты», — рассказал Щербо. По словам министра, предложения по участию белорусского морского торгового флота поступили также от Ирана, Турции, Литвы и Ливии: «Окончательный партнер пока не выбран, в ближайшее время мы рассмотрим, с кем выгоднее выполнить этот проект».

Говоря о белорусско-латвийском сотрудничестве в транспортной сфере, министр отметил, что здесь намечаются новые проекты. Речь идет об участии латвийской стороны в модернизации белорусской автодорожной сети. «В течение трех лет областные центры нашей страны должны быть соединены с Минском четырехполосным движением, это дороги первой категории. Современными должны быть и дороги по основным направлениям трасс, в том числе до Латвии. Эта дорога дополнительно включена в проект по реконструкции автодорог нашей страны», — сообщил Щербо. Обсуждаются также возможности вложения латвийских инвестиций в развитие скоростного железнодорожного движения в Белоруссии, аэропортовой инфраструктуры, создание транспортно-логистических центров.

В свою очередь находящийся в Латвии с рабочим визитом премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский в ходе встречи с мэром Риги Нилом Ушаковым (» Центр согласия «) отметил, что Белоруссии было бы выгодно создавать в Риге совместные предприятия. По словам пресс-секретаря рижского градоначальника Анны Кононовой, глава правительства Белоруссии проявил интерес к сотрудничеству с Рижским вагоностроительным заводом, а также к совместному изготовлению троллейбусов. Ушаков рассказал Сидорскому о преимуществах Рижского свободного порта и предложил переваливать через него больше грузов.

В выборе направлений белорусского транзита определяющими будут условия, предлагаемые прибалтийскими портами, указал Сидорский во время встречи с пре
19d5
мьер-министром Латвии Валдисом Домбровскисом (» Новое время «, » Единство «). Он отметил, что Белоруссия не заинтересована в том, чтобы выбирать единственную страну. Белорусский нефтетранзит превышает 50 млн тонн, и торговля ведется со многими странами мира, поэтому важны и Рижский, и Вентспилсский, и Клайпедский порты. «То, с каким портом мы будем сотрудничать, определят наиболее выгодные предложения. Если будет выгодно, мы примем решение», — сказал Сидорский. По его словам, два года назад Вентспилс отставал от Клайпеды, но теперь ситуация изменилась, и через него переваливаются как нефть, так и калийная соль из Белоруссии: «Если цены продолжат снижаться, а логистика улучшаться, мы можем направить сюда еще больше калийной соли».

Домбровскис согласился с тем, что для потока белорусских грузов важны конкурентоспособные предложения портов. Он несколько раз повторил, что в Вентспилсе есть вся необходимая инфраструктура, нефтепровод и так далее, однако неясности связаны со структурой акционеров предприятий.

В ходе пресс-конференции глава белорусского правительства выразил уверенность в том, что товарооборот между Латвией и Белоруссией в 2010 году достигнет 1 млрд долларов. «По итогам шести месяцев объем товарооборота составил свыше 500 млн долларов. Есть все предпосылки к тому, чтобы по итогам года этот показатель составил 1 млрд долларов». По словам Сидорского, в докризисный период объем товарооборота составлял около 2 млрд долларов в год. По его данным, на сегодняшний день белорусские экспортные грузы составляют 20% от объема перевалки всех портов Латвии. Доля белорусских грузов в объемах перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом Латвии составляет около 25%. «Мы уделяем и будем уделять самое пристальное внимание этому направлению», — заверил Сидорский.

Белорусский премьер отметил, что проект по созданию транзитного поезда «Зубр» по маршруту «Минск — Рига» сегодня активно работает. Появились перспективы привлечения на этот маршрут грузов из Эстонии и Украины. «Мы прорабатываем работу транзитных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад» и будем всячески это поддерживать», — подчеркнул он.

Как сообщало ИА REGNUM Новости ранее, 23 — 24 сентября в Латвии с рабочим визитом находится премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский.