Москва — Санкт-Петербург: дорога абсурда


  Москва - Санкт-Петербург: дорога абсурда

Главный позитивный результат прошедших 16 сентября в Общественной палате РФ Слушаний по теме Химкинского леса состоит, с моей точки зрения, в том, что они выявили полную, поистине кафкианскую абсурдность ситуации. Я уже написал об этом в блоге Общественной палаты, сейчас поделюсь потрясающей информацией, полученной после Слушаний.

Во-первых, две широкополосные современные трассы, идущие в одном и том же направлении почему-то (почему?!) не стыковались, а каждая упирается в тупик на МКАДе.

Одна трасса уже практически полностью готова — это расширенная до 14 полос (по 7 в каждую сторону) московская часть Ленинградского шоссе, резко сужающаяся при переходе за МКАДом в Московскую область. Это и есть тот тупик, тромб, из-за которого — многочасовые пробки, отравляющие город Химки.

Вторая широкополосная трасса ещё в проекте — это обсуждаемый платный дублер «Ленинградки» через Химкинский лес, упирающийся в Т-образный перекресток (Бусиновская развязка) на МКАДе,  который находится в нескольких километрах севернее от указанного тромба на Ленинградском шоссе. При открытии по ней движения многочасовые и многокилометровые пробки гарантированы, поскольку кольцевая дорога и сегодня крайне перегружена. А прямое продолжение «лесной» трассы в Москву (так называемая Северная Рокада вдоль Октябрьской железной дороги) еще даже не планировалось и не просчитывалось. А в Москве строить, очевидно, сложнее, чем в Подмосковье. А лес уже начали рубить!

О том, что всколыхнувшая всю страну, включая президента, проблема может быть легко решена простым расширением Ленинградского шоссе в районе Химок, говорили на Слушаниях Вячеслав Глазычев, Михаил Блинкин, Владимир Захаров. Последний с удивлением отметил, что в числе представленных чиновниками участникам Слушаний вариантов прокладки дороги отсутствует самый простой — расширение существующей трассы («Это очевидный вариант, но он отсутствует. Мне кажется, это странно»). Платная трасса, дублирующая Ленинградское шоссе, может начинаться от Международного шоссе, соединяющего «Ленинградку» с Шереметьевым, и далее продолжаться по утвержденному маршруту. Вариант расширения «Ленинградки» в Химках — и самый экологичный, и самый быстрый (трассу можно расширить за несколько месяцев, максимум полгода), и в 5 (пять! — обоснование см. ниже) раз дешевле рекомендуемого властями «лесного» дублера. Может быть, именно поэтому чиновники его даже не рассматривают.

Давайте же мы его рассмотрим. Что нужно? Добавить в Химках к существующим полосам еще 4—6. Ширина одной полосы дороги I категории — 3,75 метра. Значит, достаточно расширить шоссе на 10—12 метров с каждой стороны
1922
на расстоянии 5 километров, т.е. до путепровода через Октябрьскую ж/д, где поворот на аэропорт Шереметьево-2. При этом сносить ничего не придется, за заборами торговых центров, вплотную примыкающих слева (при движении от Москвы) к федеральной трассе М10 «Россия» (той самой, на которой Россия стоит в мучительных пробках), — свободное пространство автостоянок на территории, которую Администрация города Химок сдала владельцам торговых центров в долгосрочную аренду. И в этой ситуации предлагается строить дублирующую трассу через Химкинский лес… Этот абсурд достоин занесения в книгу Гиннесса.

О цене указанного расширения «Ленинградки». Стоимость строительства километра одной полосы движения — около 5 млн долларов. Значит, прокладка дополнительных полос на расстоянии 5 км обойдется максимум в 5 млрд рублей. Добавим цену нового широкополосного путепровода через Октябрьскую железную дорогу (полезно напомнить при этом, что действующий путепровод, из-за ремонта которого возникли известные скандалы с доступом в аэропорт, безнадежно устарел, его все равно надо менять, строить ему дублер). Недавно возведенное в Москве аналогичное сооружение обошлось в 1 млрд рублей, срок возведения не более 7 месяцев. И последнее — стоимость выкупа требуемой узкой полосы вдоль «Ленинградки» у владельцев многочисленных торговых и автоцентров («Гранд», «Лига», «Субари центр Химки», «Германика», «Леруа Марлен», «Рольф-Химки», «Автородина Север», «Тойота», «Икея», «Мега», «Ашан»). При самой высокой рыночной стоимости сотки этой земли выкуп обойдется максимум в полмиллиарда рублей. Округлим для верности полученную стоимость работ по расширению «Ленинградки», включая новый путепровод: от 7 млрд до 10 млрд рублей. Для сравнения — представленная чиновниками на Слушаниях в Общественной палате стоимость рекомендуемого варианта прокладки трассы через Химкинский лес составляет 51,728 миллиарда рублей.