Геннадий Гудков: люди не верят ни в партии, ни в государство


  Геннадий Гудков: люди не верят ни в партии, ни в государство

Накануне открытия учредительной конференции Общероссийского общественного движения в поддержку модернизации страны «Россия, вперед!» один из инициаторов его создания — заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков поделился своими мыслями о происходящем в стране.

— Геннадий Владимирович, Вы уже 10 лет в политике, руководили народно-патриотической партией России, являетесь заместителем председателя фракции одной из думский партий, заместителем председателя комитета ГД по безопасности. Казалось бы, все, чего можно достичь на политическом поприще уже достигли. И вот теперь вновь в бой. Зачем?! Зачем Вам вновь входить в бурлящую реку политических страстей?

— Дело в том, что на сегодняшний день крайне не хватает возможностей политических партий, да и парламента для того, чтобы действительно страна развивалась. Мы, таким образом, концентрируя внимание на политических партиях, фактически забываем примерно о 70 % граждан России, которые не участвуют в выборах и не входят ни в какие партии. Увы, рейтинг поддержки политических партий составляет 30 % . Люди не верят ни в политические партии, ни в государство.

Наша задача — пробудить эти массы, создать широкую гражданскую коалицию из представителей разных слоев общества, мобилизовать на реальную модернизацию страны. Но противостоит этой модернизации огромная чиновничья армия. Не все, но многие из этих чиновников уже давно превратили свои должности в высокорентабельный бизнес, их абсолютно устраивает статус-кво, им совершенно не нужно каких бы то ни было преобразований, и они будут включать все рычаги, чтобы идеи модернизации утопить в бюрократическом болоте. Они будут кричать: «Да здравствует модернизация!». И при этом поступать ровно наоборот.

Без гражданской поддержки модернизация страны обречена на точно такой же бесславный конец, каким уже ознаменовались многие хорошие идеи, в том числе и нынешнего политического руководства. Давайте вспомним: удвоение ВВП, административная реформа, замечательные национальные проекты, а еще раньше — продовольственные и жилищные программы. Где это все? Хотя бы — «Жилье-2000»? Получается, что у нас в стране просто чудовищный разрыв между словом и делом. Чудовищный разрыв между пиаром и реальными делами. Одно утверждается и является официальной точкой зрения или показывается на экранах телевизоров, а в жизни происходит совсем другое. Как будто речь идет о разных странах.

— Вы говорили о том, что 70% населения России не участвует в выборах. Как Вы думаете почему?

— Не верят! Интуитивно чувствуют, что от выборов почти ничего не меняется в их жизни кроме фамилий начальства.

3c27
>

— То есть, люди не верят власти, не верят партиям, и в этой атмосфере «глобального неверия» Вы предлагаете создать еще одно общественное движение? Зачем? Где логика?

— Для того чтобы сдвинуть дело с «мертвой точки», добиться изменений общих условий в стране. Ведь в стране процветает тотальная коррупция и воровство, душат бизнес и экономику, всякие инноваций — Россия просто буксует на месте.

Главным тормозом является бюрократическое сословие, которое фактически сконцентрировало в своих руках власть и мешает развивать страну. Поэтому мы объединяем людей для того, чтобы добиться реальных преобразований в стране. Главная задача — добиться системных изменений в нашем государстве. Это, прежде всего, политическая модернизация и модернизация системы власти. Вертикаль власти, по нашему глубокому убеждению, исчерпала себя и является тормозом. Механизм ручного управления страны пробуксовывает во всех направлениях. Возьмите пожары, возьмите рост цен, возьмите сокращающееся производство, вымирающее село, резкое снижение качества образования, и здравоохранения. Все это невозможно отладить из какого-то одного центра. Нужны коллегиальные механизмы управления страной: например, чтобы в стране работала система, нормальный эффективный многопартийный парламент, который будет формировать реальную политику и принимать политические решения. Что сегодня ему делать категорически запрещено и Конституцией, и сложившимся балансом сил.

— Вы действительно думаете, что нынешняя «вертикаль власти» позволит это сделать?

— На этот счет хорошо сказано в статье Дмитрия Анатольевича Медведева: «Нашей работе будут пытаться мешать влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам».

— Не страшно? Ведь чиновничьи банды связаны с оргпреступностью, где не ведут полемики с оппонентами?

— Бюрократия все равно слабее граждан, объединенных идеей созидания. Кроме того, уже сегодня мы видим в среде чиновничества и должностных лиц очень серьезные колебания, очень серьезные противоречия. Наиболее умные в этой среде уже понимают, что долго такая система существовать не может, и рано или поздно она обязательно рухнет и похоронит под своими обломками тех, кто ее создал. Это надо иметь в виду. Поэтому, помимо оппонентов и противников, у нас еще есть союзники в тех же коридорах власти, в той же бюрократической среде. У нынешней модели нет перспективы, как нет перспективы у коррупционной экономики, у нее только одна перспектива — коллапс, который приведет к тяжелейшим потерям. И поэтому сегодня надо объединять граждан, объяснять им это и вести за собой. Если мы сумеем это сделать, то будем реальной общественной силой, способной влиять на государственный курс. Вот цель, которой мы хотим добиться.

— Два сценария развития событий: негативный и позитивный. Сначала негативный: общество Вас не услышало, и силы, которые Вам противостоят, одержали победу. На чем, в этом случае, Вы остановитесь, и остановитесь ли вообще?

— Остановить можно любого человека, но нельзя остановить идею, тем более основанную на объективной оценке ситуации. Она все равно будет существовать с нами или без нас. И я верю в то, что она все-таки победит. В противном случае впереди нас ждет тяжелейший системный кризис, коллапс экономики и власти с возможными гражданскими столкновениями, вплоть до разрушения Российского государства, распада его на отдельные составляющие. Это возможный сценарий ближайших 10-15 лет. Если сегодня вмешаться в ход событий, его можно изменить и не допустить трагедии. Как показывает историческая практика, любая жестко выстроенная иерархическая система, построенная на концентрации власти в одних руках, обязательно рушится. Причем, как правило, это приводит к трагически последствиям как для элиты, так и для народа.

Если сегодня, действительно граждане не воспрянут ото сна, от апатии и безразличия, то впереди нас и наших детей ждут тяжелейшие потрясения.

— Как Вы относитесь к разговорам о том, что якобы существуют планы наших врагов по разрушению России, по разделению ее на ряд мелких государств: Казакию, Московию и так далее?

— Худшего врага, чем мы сами у России никогда не было и не будет. Только мы сами смогли разрушить свою державу, ввергнуть ее в пучину гражданской войны, репрессий и территориального распада. Никакое ЦРУ, даже если бы оно объединилось с другими спецслужбами мира, никогда такого масштабного результата не достигло бы. Наши недоброжелатели могут лишь воспользоваться ослаблением нашей страны и использовать это в своих интересах. Ни одному государству сегодня не придет в голову проводить открытую подрывную работу против России. Поэтому давайте зададим сами себе один простой вопрос: почему только Россия постоянно окружена кольцом врагов? Почему не окружены кольцом врагов Бельгия, Италия или Германия? Похоже, дело не в соседях, а в нас самих.

— А может быть это кому-то выгодно?

— Объявлять страну в осадном положении и призывать народ объединиться вокруг существующей власти — прием давно известный и безотказный, потому что рассчитан на сохранение той самой власти. Это главная причина.

— Может ли Движение, со временем, перерасти в партию?

— Нет. Потому что оно уже сегодня объединяет людей абсолютно разных политических взглядов, членов самых разных партий: как левого фланга, так и правого, включая центристов. Это означает, что задача Движения состоит в том, чтобы создать в стране нормальные политические условия, свободную политическую дискуссию, честную политическую борьбу, возможность открыто высказывать через СМИ различные точки зрения. Сегодня мы практически уже вернулись в советские времена, когда везде доминирует точка зрения лишь одной известной всем партии. Наша основная задача — изменить эту ситуацию. И тогда все остальное будет меняться уже естественным, эволюционным образом, а не через революции и гражданские войны.

— Станет ли Движение поддерживать того или иного лидера или партию, если увидит в них не показное, а реальное желание двигаться вперед?

— Мы будем поддерживать любую политическую или общественную фигуру, которая на деле, а не на словах поддержит идеи модернизации России и ее ускоренное развитие, вне зависимости от конъюнктурных политических интересов.

— Ваш позитивный настрой и боевой дух, как мне кажется, естественным образом перевели нас к оптимистическому сценарию развития событий…

— Инициаторы и лидеры Движения считают, что оно станет массовым. Движение «Россия, вперед!» коснется души и ума миллионов наших сограждан, а значит, станет реальной общественной силой. Мы окажем поддержку всем прогрессивным силам внутри власти и сумеем сдержать сопротивление тех ретроградов, что пытаются оставить Россию в прошлом и не дают ей развиваться. Мы считаем, что лучший вариант реформ в России — это модернизация сверху, в согласии с обществом. Потому что модернизация снизу очень часто приводит к катастрофическим событиям для государства. Но совершенно очевидно, что без создания системы цивилизованной ротации власти, честных выборов, реальных возможностей для политических партий участвовать в формировании исполнительной власти и отвечать за результаты деятельности этой власти, без абсолютно независимого и формируемого на иных принципах, нежели нынешние, судейского состава, мы двигаться вперед не сможем. Нам нужна модернизированная правоохранительная система, защищающая граждан, а не использующая их для удовлетворения своих корыстных интересов. Нам необходимо добиться того, чтобы гражданское общество существовало не на бумаге, а на деле. Это означает передачу общественным организациям определенных полномочий и возможности гражданского контроля за властью. Тогда у нас будет инициативное и ответственное гражданское общество. А не те суррогаты, которые нам подсовывают и которые у нас сегодня существуют вместо реального гражданского общества. И конечно, нам нужны честные, объективные и свободные СМИ. Только тогда народ получит возможность действительно выбирать и поддерживать самые лучшие силы, способные на практике доказать правоту своих программ. Вот таков механизм! И нам пора заканчивать с этими назначениями, когда личная преданность и лояльность являются главным критерием в ущерб профессиональным и морально-нравственным качествам. Я имею в виду процедуру назначения должностных лиц государства сегодня. Они напоминают нам Россию времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

— В ваших словах присутствует значительная часть романтизма. Для реализации того, что Вы перечислили, необходимы практически идеальные условия — активное население и честная власть…

— Никакая власть не будет честной, если она реально не будет разделена, как минимум, на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Если над ней не будет жестких механизмов контроля в виде полновесной оппозиции, механизмов парламентского и гражданского контроля, жесткого прокурорского надзора и четко работающей судебной системы. Если этих условий не обеспечено, то никакая власть не будет честной. А смена фамилий, при нынешней системе координат, приведет лишь к изменению списка богатейших людей в журнале Forbs. Как показывает практика, в условиях полной бесконтрольности и вседозволенности устоять перед искушением украсть практически никто не может. Поэтому мы должны создать в России совершенно иные принципы власти, при которых воровать будет не просто стыдно, но и опасно. А для этого мы готовы предложить конкретные механизмы, давно уже опробованные и работающие в наиболее развитых странах мира. Более подробно мы будет говорить о них в наших программных документах. К примеру, это механизм тотального контроля доходов и расходов чиновников, подотчетности перед населением страны, открытость госаппарата (кроме сфер относящихся к военной и государственной тайне), это механизмы парламентского и гражданского контроля. Мы против назначения судей исполнительной властью, судебная система должна сама выдвигать своих руководителей, которые в свою очередь будут проходить через сложный фильтр коллегиальных выборов. Случаи отстранения судьи от обязанностей должны носить исключительный и такой же сложный коллегиальный характер. В государстве не должно быть ни одного чиновника, который бы пользовался эксклюзивными правами и находился вне контроля! Мы будем строить не полицейское государство, где власть контролирует народ, а государство, где народ контролирует власть!

По материалам пресс-секретаря заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности, заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия» Геннадия Гудкова — Алены Жуковой.