Профсоюз: Еврокомиссия душит латвийскую медицину

Латвийский профсоюз работников здравоохранения и социального обеспечения (LVSADA) собрал почти 55 тысяч подписей под жалобой на действия Европейской комиссии (ЕК), которые, по его мнению, привели к ухудшению ситуации в здравоохранении Латвии. ЕК, в свою очередь, полагает, что Евросоюз не имеет права ничего навязывать — политику в этой сфере определяют сами страны-члены ЕС.

29 сентября у здания латвийского представительства Еврокомиссии в Риге состоится акция протеста под лозунгом «Нет — жесткой экономии, да — развитию!». В мероприятии, которое начнется одновременно с общеевропейской акцией протеста, примут участие не менее 200 человек, заявил председатель LVSADA Валдис Керис. В тот же день европейскому омбудсмену будет направлена с жалоба на действия Еврокомиссии и собранные под нею подписи. Заявление в адрес омбудсмена ЕС Никифороса Диамандуроса подписали Керис, председатель организации сотрудничества людей с особыми потребностями Sustento Гунта Анча и латвийский омбудсмен по делам пациентов Лиене Шулце.

По утверждению LVSADA, режим экономии, который был введен в Латвии в связи с экономическим кризисом, поставил систему здравоохранения на грань краха. В заявлении, в частности, говорится, что за последний год состояние здоровья 55% пациентов ухудшилось (данные Sustento); 10,1% жителей Латвии не проходят проверку здоровья, поскольку не в состоянии себе ее позволить (в среднем в ЕС — 3,2%); с 1 июля 2009 года государство не оплачивает взрослому населению Латвии плановую круглосуточную помощь в больницах; согласно расчетам Минздрава, через несколько месяцев из-за нехватки средств часть больниц будет вынуждена прекратить оказание неотложной помощи населению. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, на 14,2% выросло количество вызовов «скорой», на 12,3% — количество «острых» больных, на 14,6% уменьшилась численность персонала в больницах. Показатели смертности в больницах выросли на треть, и этот рост прямо пропорционален росту количества «острых» больных.

По мнению профсоюзов, ответственность за сложившуюся ситуацию с латвийским правительством должна разделить и Еврокомиссия. В заявлении сказано, что 35-я статья Хартии основных прав ЕС предусматривает, что политические документы и деятельность ЕС должна обеспечивать высокий уровень здравоохранения. Однако в период с 2008 по 2010 годы латвийское правительство урезало финансирование системы здравоохранения на 25%, и ЕК «не обратила ни малейшего внимания на то, как сокращение финансирования и структурные реформы повлияли на качество и доступность здравоохранения в Латвии». Более того, в феврале 2010 года в Дополнительном меморандуме о взаимопонимании было сказано, что Латвия добилась успехов в реформировании системы здравоохранения. Авторы заявления просят омбудсмена оценить эту информацию и деятельность ЕК, а также «сделать все возможное для того, чтобы защитить жителей Латвийской республики от действий ЕК, не соответствующих правовым актам ЕС».

В свою очередь пре
196f
дставители Еврокомиссии отмечают, что в ЕС регулирование системы здравоохранения находится исключительно в компетенции местных властей, и поэтому за реформы в Латвии должно отвечать правительство вместе с социальными партнерами, в том числе и профсоюзами. Кроме того, ЕК не отрицает, что уровень финансирования медицины недостаточен, однако полагает, что доступные средства нужно использовать эффективнее. Во многом именно сама система, ее инерционность, недостаток финансовой дисциплины тянут латвийскую медицину на дно. По мнению представителей ЕК, в данной ситуации сбор подписей никоим образом не усиливает обоснованность требований профсоюзов. В Европе не существует единого стандарта системы здравоохранения, и все 27 стран работают по собственным моделям. Поэтому Еврокомиссия может только давать рекомендации, непосредственно политика в сфере здравоохранения находится в ведении местных властей. «Омбудсмен принял бы и жалобу одного гражданина, если она обоснованна. Но даже миллион подписей не дает ему права вмешиваться в вопросы, которые находятся в компетенции национальных властей», — считает глава представительства ЕК в Латвии Ивета Шулца.

Омбудсмен отвечает только за те вопросы, которые страны делегировали Евросоюзу, и услуги здравоохранения к таковым не относится, утверждает лектор Рижской высшей юридической школы и судья Конституционного суда Кристине Крума. По ее мнению, омбудсмен не может выйти за пределы своей компетенции: «Прежде чем обращаться в ЕС, нужно выяснить компетенцию ЕС, у которой есть ограничения. Если государство нарушает основные права человека, можно обратиться в Конституционный суд. В отдельных случаях может помочь Административный суд». Социальные партнеры несут третью часть ответственности за будущее страны, считает Шульца: «Почему социальные партнеры, как объединение профессионалов, с 2006 года в ходе переговоров с правительством не смогли добиться решений, которые стабилизировали бы ситуацию в медицине — как, например, сегодня в Эстонии? LVSADA вновь и вновь призывает к тому, чтобы правила диктовались Латвии извне. Действительно ли профсоюз хочет, чтобы кто-то из-за рубежа вместо самой Латвии формировал систему здравоохранения?».