Канделаки озаботилась судьбой российских ВУЗов


  Канделаки озаботилась судьбой российских ВУЗов

В начале 90-х годов большая часть российского населения занималась преимущественно вопросами выживания. Люди думали о прибавлении в семействе в последнюю очередь, поэтому рождаемость резко снизилась. Позднее ситуация выправилась, но демографическая яма «лихих девяностых» скоро аукнется всем российским вузам. Неизбежным проблемам системы образования посвящена на этот раз колонка Тины Канделаки на сайте GZT.ru.

По расчетам Росстата, уже несколько лет в стране каждый год уменьшается количество людей в возрасте 15-19 лет. Это дает о себе знать тот самый спад двадцатилетней давности. Ясно, что число студентов напрямую зависит о того, сколько школьников получило аттестат. Сейчас в наших вузах на разных курсах обучается 7,5 млн человек. Однако к 2013 году данный показатель сократится вдвое, поскольку в это время мы как раз достигнем дна демографической «ямы», указывает Тина. В институты будет просто некому поступать.

У юношей и девушек в возрасте 17 лет появится уникальная возможность вольготно выбирать, куда пойти учиться. Разумеется, за студентов развернется нешуточная борьба. В этой гонке с большой вероятностью победят престижные вузы, которые у всех на слуху. Менее известные, и тем более негосударственные учебные заведения окажутся на пороге вымирания. Канделаки отмечает, что некоторые институты неразборчивы в способах привлечения абитуриентов. «С каждым годом коммерческие вузы и платные отделения государственных набирают все меньше студентов. А чтобы заполнить бюджетные отделения, институты снижают проходной балл. Качество выпускников падает», — констатирует Тина.

Постепенно кризис коснется и рынка труда. Ни для кого не секрет, что в институтах уже сейчас преобладают две категории преподавателей. Первые — совсем молодые педагоги, которые не гонятся за высокой зарплатой. Вторые — пожилые кандидаты и доктора наук. За былые заслуги их держат в штате, что называется, до упора. «Для того, чтобы платить хорошему преподавателю адекватную его уровню зарплату, надо откуда-то брать деньги. А если денег нет, приходится нанимать специалистов с более низкой квалификацией», — продолжает Канделаки.

В результате компании получат совершенно профнепригодных выпускников. В демографическую «яму» 90-х рискует скатиться и экономика. Впрочем, Тина предлагает ряд решений по спасению российского образования. Она убеждена, что вузы должны реагировать на запросы рынка, возможно, даже взаимодействовать с кадровыми агентствами и крупным бизнесом, изучать, какие вакансии сейчас востребованы. «Таким образом, преподаватели получат возможность выбирать лучшие программы, а создатели этих программ смогут своевременно корректировать их», — заключ
1209
ила Тина. Помимо всего прочего, Канделаки предлагает сделать образование более прикладным, избавиться от предрассудка, что в ПТУ учиться не престижно.

Тина не случайно посвятила очередной свой текст проблемам обучения. Уже почти год она является членом Общественной палаты РФ, где состоит в комиссии по образованию.