Фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг Minchenko Consulting представили Седьмой рейтинг политической выживаемости губернаторов в Российской Федерации, результаты которого авторы направили ИА REGNUM Новости .
За время, прошедшее с публикации Шестого рейтинга (февраль 2010 года), было принято 22 решения о судьбе глав субъектов Российской Федерации. Руководители регионов были заменены в половине случаев, 11 губернаторов сохранили свои посты.
Кадровые назначения февраля — сентября 2010 года подтвердили точность прогнозов экспертов Шестого рейтинга. Были заменены обе главы региона, получивших оценку «1», — Петр Сумин (Челябинская область) и Муртаза Рахимов (Башкирия). Из 7 губернаторов, получивших оценку «2», трое ( Георгий Боос , Алексей Чернышев , Юрий Неелов ) потеряли свои посты. Юрий Лужков оказался на грани отставки, а Борис Громов и Сергей Антуфьев продолжают находиться в «нестабильной» зоне. 4 замененных главы региона ( Владимир Чуб , Вячеслав Штыров , Сергей Катанандов , Кирсан Илюмжинов ) получили в VI рейтинге оценку «3». Двое — Николай Федоров и Виктор Толоконский — имели оценку «4» — однако Толоконский получил повышение в должности, а Федорову подобное повышение было официально обещано.
Из 11 губернаторов, получивших продление срока полномочий, 1 имел оценку «5», 6 — оценку «4», трое — «3». В этом списке оказался лишь один «двоечник» — Александр Михайлов (Курская область), причем его назначение стало сюрпризом и для экспертов, и для прессы, и в значительной степени для населения области. В настоящее время в зоне повышенных карьерных рисков находятся:
Юрий Лужков (Москва). События, сопутствовавшие борьбе за власть в Москве, придали ей масштабный общефедеральный резонанс и породили ожидания смены власти в городе уже в ближайшее время. За последний год оппоненты инкриминировали мэру не вполне убедительные официальные итоги выборов в Мосгордуму, скандалы вокруг «Речника», попытки оппонировать Администрации президента (в том числе по теме Химкинского леса), поведение во время летней жары в Москве. Сам факт третьего за два месяца отпуска мэра трактуется в весьма неблагоприятном для него ключе.
Борис Громов (Московская область). За последние два года регион стал одним из «рекордсменов» по числу скандалов (объявление в розыск областных чиновников, аресты мэров, отмена итогов выборов). Это усугублялось тяжелым финансовым состоянием региона и серией «спорных» заявлений губернатора вроде предложений рядовым гражданам пересаживаться из-за пробок с автомобилей на вертолеты.
Дмитрий Зеленин (Тверская область). В преддверии федеральных выборов невыигрышно для губернатора выглядит высокий уровень поддержки оппозиции (следствием чего ранее стала победа коммунистов на выборах мэра Твери) в сочетании с сохранением непростой социально-экономической ситуации в области, а также непрекращающимися конфликтами среди местной элиты.
Леонид Полежаев (Омская область). Знаком в пользу возможной замены сибирских губернаторов-«старожилов» стал переход Виктора Толоконского на пост полпреда в СФО — притом, что стаж работы новосибирского губернатора был почти вдвое меньше, чем у руководящих своими областями с начала 1990-х годов Л.Полежаева и В.Кресса. Виктор Кресс (Томская область). Наряду с общими для губернаторов-«ветеранов» проблемами (возраст, длительность пребывания у власти) в Томске наблюдается ослабление позиций «Единой России» (свидетельством чему стал наименьший рейтинг на предстоящих в октябре выборах). Оппоненты губернатора могут использовать против него и разгорающийся скандал вокруг конкурса по управлению «Томскводоканалом»: привлечение иностранного оператора идет в разрез с позицией ряда федеральных силовых структур и действующего законодательства о гостайне.
В целом в 2010 г. заметно активизировалась линия президента Дмитрия Медведева на замену ветеранов губернаторского корпуса. Был решен вопрос об уходе таких старожилов, как Минтимер Шаймиев , Муртаза Рахимов, Кирсан Илюмжинов, остро встал вопрос об отставке мэра Москвы Юрия Лужкова («двойка» в предыдущем рейтинге). Политический вес этих фигур спровоцировал федеральные группы влияния на использование (в случае с Башкирией и Москвой) такого инструмента, как негативная кампания на федеральных телевизионных каналах. Нескольким отставкам глав регионов (Георгий Боос, Вячеслав Штыров) предшествовали интернет-кампании по их дискредитации.
Интенсивность замен, помимо окончания срока полномочий значительной части глав регионов, диктовалась, в частности, приближением федерального электорального цикла 2011-2012 гг. Федеральной власти необходимо до его начала провести большую часть кадровых решений и дать возможность новым назначенцам перехватить рычаги управления регионами. В первую очередь именно поэтому встал вопрос о досрочной замене Юрия Лужкова, срок полномочий которого заканчивается летом 2011 г. Также фактор предстоящих думских и президентских выборов увеличивает значимость таких критериев для продления полномочий, как популярность главы региона у населения, его способность обеспечивать избирательный процесс и не допускать внутриэлитных конфликтов. И в случае с калининградским губернатором Георгием Боосом («двойка» в VI рейтинге) именно проблемы с этими параметрами повлекли за собой его уход после единственного срока работы. Нередко именно недавние назначенцы (в частности, в Иркутской и Свердловской областях) демонстрируют худшие результаты «партии власти» на региональных выборах и низкий уровень популярности. Можно предположить два варианта развития событий. По одному сценарию пик замен придется на 2010 год, а в 2011 г. будет сделана пауза до момента проведения президентских выборов. Другой сценарий — оперативные замены электорально неэффективных руководителей весной 2011 г. — более вероятен в случае резкого роста протестных настроений среди населения и элит. Интересно, что если в начале 2010 года на повестке дня стояли именно массовые митинги и волнения (Калининград, Приморье, Самара), то к осени 2010 года возросло попыток внутриэлитных «микробунтов» (инцидент с критикой депутатом фракции ЕР руководства «Единой Россией» в Новосибирске, попытка вотума недоверия губернатору в Архангельске, «проблемное» голосование по кандидатуре спикера областной думы в Волгограде, демонстративная отставка группы депутатов гордумы Барнаула).
При уходе региональных лидеров им удавалось оставить лояльных преемников при условии или бесконфликтной отставки (как в Татарстане, Чувашии, Калмыкии и Калининградской области), или при переходе на повышение на пост представителя президента (в Хабаровском и Красноярском крае, Новосибирской области). Потенциально столь массовый переход губернаторов на посты представителей президента придаст динамизма этой институции, которая до недавнего времени играла скорее декоративную роль в процедуре назначений (за исключением Ильи Клебанова — впрочем, и он не смог повлиять на окончательный выбор кандидатуры губернатора в Калининградской области). О слабом влиянии полпредств на процедуру назначений губернаторов говорит и тот факт, что, несмотря на регулярное присутствие в списках претендентов главных федеральных инспекторов, ни один из них не был в итоге назначен. Также, несмотря на частые номинации заместителей министров Правительства РФ , ни один из них также пока не перешел на работу в регион. Роль «Единой России» при выдвижении кандидатур на пост губернаторов также нельзя назвать полностью самостоятельной. Не случайно позиция Бориса Грызлова , публично высказывавшегося за продление полномочий Георгия Бооса, оказалась фактически дезавуирована. В то же время можно говорить о росте влияния на процесс назначений, помимо Администрации президента и Правительства, крупных бизнес-групп. Политическая неопределенность на федеральном уровне вынуждает бизнес уделять больше внимания региональной власти. Даже » Газпром «, ранее не принимавший активного участия в формировании губернаторского корпуса, начал лоббировать своих кандидатов. Депутаты Госдумы, возглавившие в последнее время регионы, обязаны своими назначениями скорее лоббизму корпораций, чем партийной поддержке.
Практически прекратилась практика рекрутирования на посты глав регионов выходцев из силовых структур. Но у власти появился новый кадровый резервуар — представители местного самоуправления (Челябинская, Оренбургская, Ростовская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). Интересно, что процесс назначения мэров губернаторами сопровождается кампанией по интенсивному введению в муниципалитетах по всей стране поста назначемого сити-менеджера (исключение — Ямало-Ненецкий автономный округ, где в ряде муниципальных образований происходит возвращение к выборности глав).
Михаил Виноградов , президент фонда «Петербургская политика», Евгений Минченко , президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг».
Список экспертов, принимавших участие в составлении рейтинга: Бадовский Дмитрий, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем; Виноградов Михаил, президент фонда «Петербургская политика»; Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group; Давыдов Леонид, председатель Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ; Иванов Виталий, директор Института политики и государственного права; Калачев Константин, политтехнолог; Колеров Модест, главный редактор информационного агентства REGNUM; Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга Minchenko Consulting (в состав входят Международный институт политической экспертизы (МИПЭ), PR-агентство «New Image», агентство Minchenko GR consulting); Рошков Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев Консалтинг»; Титков Алексей, доцент кафедры публичной политики факультета прикладной политологии Государственного университета » Высшая школа экономики «; Тульский Михаил, президент исследовательского центра «Политическая аналитика»; Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований; Янбаева Юлия, исполнительный директор коммуникационного холдинга Minchenko Consulting.
* * *
Рейтинг политической выживаемости губернаторов (по пятибалльной шкале, по мере возрастания):
Юрий Лужков (Москва) — 1
*
Борис Громов (Московская область) — 2
Леонид Полежаев (Омская область) — 2
Виктор Кресс (Томская область) — 2
*
Александр Карлин (Алтайский край) — 3
Илья Михальчук (Архангельская область) — 3
Николай Денин (Брянская область) — 3
Николай Виноградов (Владимирская область) — 3
Дмитрий Мезенцев (Иркутская область) — 3
Олег Богомолов (Курганская область) — 3
Валерий Сердюков (Ленинградская область) — 3
Николай Меркушкин (Мордовия) — 3
Олег Ковалев (Рязанская область) — 3
Валентина Матвиенко (Санкт-Петербург) — 3
Сергей Антуфьев (Смоленская область) — 3
Дмитрий Зеленин (Тверская область) — 3
Шолбан Кара-оол (Тува) — 3
Александр Волков (Удмуртия) — 3
*
Аслан Тхакушинов (Адыгея) — 4
Александр Бердников (Алтай) — 4
Олег Кожемяко (Амурская область) — 4
Евгений Савченко (Белгородская область) — 4
Вячеслав Наговицын (Бурятия) — 4
Анатолий Бровко (Волгоградская область) — 4
Вячеслав Позгалев (Вологодская область) — 4
Магомедсалам Магомедов (Дагестан) — 4
Равиль Гениатулин (Забайкалье) — 4
Михаил Мень (Ивановская область) — 4
Юнус-бек Евкуров (Ингушетия) — 4
Алексей Кузьмицкий (Камчатка) — 4
Борис Эбзеев (Карачаево-Черкесия) — 4
Аман Тулеев (Кемеровская область) — 4
Никита Белых (Кировская область) — 4
Николай Дудов (Колыма) — 4
Игорь Слюняев (Костромская область) — 4
Александр Ткачев (Кубань) — 4
Александр Михайлов (Курская область) — 4
Игорь Федоров (Ненецкий АО) — 4
Валерий Шанцев (Нижегородская область) — 4
Сергей Митин (Новгородская область) — 4
Александр Козлов (Орловская область) — 4
Олег Чиркунов (Пермский край) — 4
Сергей Дарькин (Приморье) — 4
Андрей Турчак (Псковская область) — 4
Владимир Артяков (Самарская область) — 4
Павел Ипатов (Саратовская область) — 4
Александр Хорошавин (Сахалинская область) — 4
Александр Мишарин (Свердловская область) — 4
Валерий Гаевский (Ставропольский край) — 4
Олег Бетин (Тамбовская область) — 4
Владимир Якушев (Тюменская область) — 4
Сергей Морозов (Ульяновская область) — 4
Вячеслав Шпорт (Хабаровский край) — 4
Виктор Зимин (Хакасия) — 4
Роман Копин (Чукотка) — 4
Наталья Комарова (Югра) — 4
Сергей Вахруков (Ярославская область) — 4
*
Александр Жилкин (Астраханская область) — 5
Рустэм Хамитов (Башкирия) — 5
Алексей Гордеев (Воронежская область) — 5
Александр Винников (Еврейская АО) — 5
Арсен Каноков (Кабардино-Балкария) — 5
Николай Цуканов (Калининградская область) — 5
Алексей Орлов (Калмыкия) — 5
Анатолий Артамонов (Калужская область) — 5
Андрей Нелидов (Карелия) — 5
Вячеслав Гайзер (Коми) — 5
Лев Кузнецов (Красноярский край) — 5
Олег Королев (Липецкая область) — 5
Леонид Маркелов (Марий Эл) — 5
Дмитрий Дмитриенко (Мурманская область) — 5
Василий Юрченко (Новосибирская область) — 5
Юрий Берг (Оренбургская область) — 5
Василий Бочкарев (Пензенская область) — 5
Василий Голубев (Ростовская область) — 5
Таймураз Мамсуров (Северная Осетия) — 5
Рустам Минниханов (Татария) — 5
Вячеслав Дудка (Тульская область) — 5
Михаил Юревич (Челябинская область) — 5
Рамзан Кадыров (Чечня) — 5
Михаил Игнатьев (Чувашия) — 5
Егор Борисов (Якутия) — 5
Дмитрий Кобылкин (Ямал) — 5